Зачем и как проверять контрагентов?

Эффективность вашего бизнеса зависит не только от вас, но и от деловых партнеров, с которыми вы работаете. IT-компания Seldon рассказала, почему важно проверять контрагентов и как делать это правильно.
Риск не всегда оправдан
Все хотят работать с надежными компаниями и индивидуальными предпринимателями, которые точно все оплатят в срок, поставят качественную продукцию и выполнят гарантийные обязательства. Однако в бизнесе всегда есть место риску, и контрагенты - первые, кто может вас этому риску подвергнуть. Прежде всего, речь идет о новых партнерах, с которыми вы  еще не взаимодействовали и не знаете их принципов работы.
 
Самое правильное, что можно сделать еще до подписания сделки - проверить информацию о компании в открытых источниках. Сложность в том, что их очень много и данные в них представлены в разных форматах, поэтому на сбор и обработку сведений требуется время. Достоверные данные гарантируют только официальные источники, но на получение выписок из государственных реестров могут уйти недели.
 
На помощь в этой ситуации могут прийти сайты-агрегаторы или IT-сервисы (получить бесплатный доступ на 2 месяца), которые объединяют в себе данные разных источников и показывают сводную информацию о юридическом лице. Рынок изобилует такими предложениями, их не один десяток.
На что обратить особое внимание?
Каким бы способом вы ни анализировали деятельность компании - вручную или автоматически, важна системность оценки. Поэтому, в первую очередь, мы советуем определить перечень критериев, по которому будет проверяться каждая компания Эти критерии могут различаться в зависимости от специфики работы, но чаще всего необходимо проанализировать следующие аспекты.
  1. Выписка из ЕГРЮЛ
    • Обратите внимание на стаж компании на рынке. Как правило, компании старше трех лет наиболее устойчивы.
    • Проверьте адрес регистрации компании. Массовый адрес (1 адрес, по которому зарегистрировано несколько фирм) - тревожный сигнал. Если вы проверяете крупное предприятие или завод, то рекомендуем воспользоваться еще и онлайн картами.
    • Руководитель и владелец компании - в ЕГРЮЛ не отображаются исторически связи, а они могли бы вам о многом рассказать. На основе информации о смене руководства, а также о периодичности таких кадровых изменений можно судить о внутренней обстановке в компании.
    • Проверить массовый адрес и получить информацию о руководителе можно в Реестрах ФНС.
    • Оцените размер уставного капитала компании. Минимально допустимая сумма - 10 000 руб., и это тоже косвенный признак неблагонадежной компании.
    • Проверьте вид деятельности компании - ее ОКВЭД. Он должен быть хотя бы приближен к вашей зоне сотрудничества. Если указана совершенно иная деятельность, это очередной повод задуматься.
    • Постарайтесь найти информацию о лицензиях, которые есть у контрагента. В ЕГРЮЛ эта информация указывается не всегда.
    • Проверьте, есть ли у компании заблокированные счета. Это возможно сделать на сайте налоговой инспекции.
  2. Опыт исполнения госконтрактов
    Участвует ли компания в торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ, есть ли у нее исполненные контракты и в каком объеме - это одни их самых наглядных индикаторов благонадежности организации. Общая информация о тендерной деятельности компаний представлена в Единой информационной системе (ЕИС).
    Загляните и в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Компании попадают туда за срыв или уклонение от своих обязательств по госконтрактам и не могут участвовать в государственных торгах в течение двух лет. Уже сам факт попадания компании в РНП должен вас насторожить: даже если на данный момент она исключена из Реестра, ситуация может повториться.
  3. Наличие арбитражных дел
    Официальные источники - Картотека арбитражных дел, Федресурс, Федеральная служба судебных приставов -  помогут оцените количество судебных дел компании и понять, в какой роли (истца или ответчика) она чаще выступает.
    Проанализируйте и предметы споров. Нарушение договорных обязательств - такой же явный стоп-сигнал, как и процедура банкротства, начатая в отношении компании. 
    Обратите внимание: на Федресурсе можно найти информацию о намерениях контрагентов подать иск против компании. Сами иски публикуются через 14 дней, если требования не будут исполнены ранее.
    На сайте службы судебных приставов можно ознакомиться с открытыми исполнительными листами компании по финансовым и иным обязательствам. Если вы не можете найти информацию о компании, которой выдано предписание, это тоже повод насторожиться.
  4. Финансовая отчетность
    Финансовую отчетность организации можно проверить на сайте ГИР БО. При этом стоит учитывать, что официальные данные публикуются с большой задержкой: например, летом вам будет доступна только информация об отчетности за прошлый год. Обратите особое внимание на активы компании, наличие основных средств - хороший признак.  Также проанализируйте выручку и прибыль организации.
Помимо этого, всегда обращайте внимание на медиаполе компании: читайте, что пишут о ней в СМИ, как отзываются в интернете. Для экономии времени используйте новостные агрегаторы и поисковики с встроенными инструментами аналитики. Если компания упоминается в СМИ преимущественно в позитивном ключе, является членом СРО или состоит в иных официальных реестрах, активно ведет внешнюю торговлю и имеет товарные знаки - все это косвенно свидетельствует ее благонадежности.

Выше мы перечислили ряд рекомендуемых критериев для оценки компаний. Используйте их в комплексе, чтобы получить целостное представление о контрагенте и принять взвешенное решение о начале сотрудничества с ним. Не ограничивайтесь ручным сбором данных - это приводит к пропускам и ошибкам. Доверьте проверку IT-инструментам, они автоматически проанализируют все нужные параметры, покажут сводную информацию и обратят ваше внимание на возможные риски.
 
Остались вопросы? Оформите заявку по ссылке и получите 2 месяца бесплатного доступа и консультацию специалиста.

11.06.2021 г.


Назад к списку