Квалифицированная и неквалифицированная электронные подписи

Развитие электронных услуг в России привело к активному распространению электронных подписей. ЭЦП – это специальный информационный блок, который с помощью специальных программ накладывается на электронный документ для удостоверения его подлинности.

Возможность принимать участие в электронных торгах, тендерах, государственных закупках, аукционах и прочих современных методах ведения бизнеса усиливает интерес к получению различных видов электронных подписей.

Виды электронных подписей

Функционирование всех видов ЭЦП регулирует Федеральный закон 63-ФЗ «Об электронной подписи», принятый в апреле 2011 года.

Закон выделяет простую и усиленную подписи.

1. Простая электронная подпись

С помощью специальных кодов и паролей подтверждает, что подпись принадлежит определённому человеку. Но не гарантирует, что подписанный файл никто не менял после подписания.

Пример простой подписи: логин-пароль на сайте.

Сферой использования простой ЭЦП являются внешний и внутренний документооборот внутри организации, запись на получение электронных госуслуг.

2. Усиленная неквалифицированная электронная подпись (НЭП)

Её получают в результате криптографического преобразования с использованием специального ключа. Подтверждает как авторство, так и неизменность документа.

Может быть использована как аналог собственноручной подписи, если это закреплено законодательством и соглашением между участниками.

3. Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП)

КЭП обладает всеми преимуществами неквалифицированной подписи. Усиленная квалифицированная электронная подпись одновременно заменяет собственноручную подпись и круглую гербовую печать, поставленную на бумажном носителе.

Наличие квалифицированной ЭЦП позволяет участвовать в тендерах на проведение госзакупок, работать с порталами Роскомнадзора, Роспатента, Ростехнадзора, оформлять удалённые трудовые соглашения.

Чем отличается квалифицированная подпись от неквалифицированной

Квалифицированную подпись создают с помощью программ, которые соответствуют специальным требованиям законодательства РФ (и имеют лицензии ФСБ). А неквалифицировнную ЭЦП вы можете создать сами с помощью любой криптопрограммы.

В качестве гаранта подлинности квалифицированной ЭЦП выступает сертификат удостоверяющего центра, который изготовил для вас ЭЦП. Поэтому любой документ, подписанный с помощью квалифицированной ЭЦП, автоматически и полностью равнозначен бумажному документу с собственноручной подписью и печатью организации.

У квалифицированной подписи практически неограниченная сфера использования:

  • госзакупки
  • коммерческие закупки
  • сайты госуслуг
  • сдача отчётности в госорганы
  • подпись договоров и других юридических документов

Кто выпускает электронные подписи

Получают ЭЦП в удостоверяющем центре (УЦ). Это специально созданная доверенная организация, прошедшая проверку ФСБ и получившая право выпускать сертификаты ЭЦП для юридических и физических лиц.

К работе допускаются только аккредитованные удостоверяющие центры. Аккредитация проводит федеральный орган Минкомсвязи России. Именно Минкомсвязи определяет, достоин ли тот или иной центр доверия, будет ли подпись гарантом безопасности.

Список аккредитованных удостоверяющих центров представлен на сайте Минкомсвязи. Мы сотрудничаем только с удостоверяющими центрами, которые включены в данный реестр.

Минимальная сумма чистых активов каждого удостоверяющего центра составляет не менее полутора миллионов рублей.

Можно ли сделать ЭЦП самому

С помощью специальной программы КриптоАрм можно создать «самоподписанный» сертификат. Программа сгенерирует сертифицированный ключ. В готовом виде ЭЦП скачивается на компьютер для стационарной работы.

Самостоятельная подпись не будет связана с УЦ, поэтому использовать её можно будет только для документационного оборота между узким кругом лиц. Выходить с ней на торговые площадки или применять при общении с госорганами нельзя. Это будет неквалифицированная электронная подпись.

Как заказать квалифицированную электронную подпись

Чтобы заказать усиленную КЭП, достаточно отправить следующую заявку.

  Кто получает электронную подпись
       
Название или ИНН:
Регион: *
Ваш город:
  Контактные данные
ФИО:
Телефон:
Email:

Специалист удостоверяющего центра свяжется с вами в течение 30 минут и уточнит детали заявки. Только после этого создаётся договор на ЭЦП и формируется счёт на оплату.

Какие документы нужны для получения ЭЦП

Для получения ЭЦП на физическое лицо достаточно предоставить ИНН, паспорт и СНИЛС.

Индивидуальному предпринимателю кроме СНИЛСа и паспорта потребуется свидетельство о постановке на налоговый учёт и свидетельство о гос регистрации.

Руководителю организации необходимо предоставить свидетельство о государственной регистрации юр. лица, приказ о назначении руководителя, паспорт руководителя и его СНИЛС.

Сроки изготовления

После того, как вы отправите заявку с сайта, сотрудник УЦ отправит вам на электронную почту счёт на оплату.

После поступления оплаты ваша подпись готова в течение 2-3 часов.

В каких городах можно получить ЭЦП

Точки получения электронных подписей есть почти во всех регионах страны. Полный список вы можете посмотреть на следующей странице.

Также после отправки заявки специалист удостоверяющего центра уточнит адреса ближайших к вам пунктов выдачи ЭЦП. Вы можете выбрать тот, который вам наиболее удобен.